Место психологического занятия в структуре программы "Школа жизни".
Блок №3
Психологические занятия, способствующие нейтрализации последствий мотивационно-личностного кризиса одарённости старших школьников(6 занятий)
Пояснительная записка. Психологические занятия со старшими школьниками по данной проблеме проводятся ежедневно в течении недели после уроков. Занятия предполагают остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому. В результате занятия обретают в голове у школьника целостность и законченность, становятся единым фрагментом жизни. Для старшеклассников при решении мотивационно-личностных проблем данная форма наиболее эффективна, так как погружение предполагает наиболее глубокую проработку и осознание проблемы, нахождение способов решения её.
Цель: нейтрализация последствий мотивационно-личностного кризиса высокоинтеллектуальных учащихся с использованием методов полученных в следствии компиляции идей взаимного консультирования - Харви Джекинса и гуманистической психологии Карла Роджерса.
Задачи.
· Привить основы психологической культуры (умение заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями).
· Изучить способы психологической саморегуляции и психогигиены.
· Обучить простейшим приемам взаимопомощи при решении психологических проблем в случаях, не требующих вмешательства специалистов (техники установления контакта, техники активного слушания, техники отреагирования и т.п.).
· Проработать собственные психологические проблемы.
· Познакомить учащихся с основами теорий психологического консультирования.
· Познакомить учащихся с разными способами решения проблем. Определение уровня понимания себя и то, как строить доверие.
· Научить эффективным способам выбора лучших вариантов и усиления способности принятия решений.
· Способствовать развитию способности к большому самодоверию и самоуважению.
· Научить исключению сомнений в себе.Способам исключения чувства вины и обиды на себя. Как лучше соответствовать своим задачам и целям в жизни.
· Способствовать развитию способности осознавать различные способы получения обратной связи, научить использовать положительную и отрицательную обратную связь для достижения успеха.
· Способствовать развитию способности к осознанию своей внутренней красоты, усовершенствованию своих контактов с родителями и друзьями.
· Помочь учащимся уточнить свои цели и задачи в жизни, усилить чувство своей значимости.
· Помочь школьникам ответить на основные вопросы: как иметь больше энергии и энтузиазма, как научиться уважать (принимать) других, через уважения (принятие) себя.
Основные формы работы
· Ежедневные психологические занятия под руководством профессионального психолога (6 занятий).
· Самостоятельная консультативная работа в парах
· Самостоятельная работа по изучению соответствующей литературы доступного уровня.
Обязанности члена группы
· Посещать занятия (не пропускать без уважительной причины).
· Соблюдать конфиденциальность (не разглашать информацию, полученную в ходе любого вида консультирования).
· Избегать оценочных суждений, использовать Я - высказывания.
· Заботиться о решении собственных психологических проблем.
· Стремиться к повышению уровня знаний и умений в области оказания психологической помощи.
· Уважать личность каждого члена группы и любого клиента.
Права членов группы
· Заявлять личные проблемы для проработки в группе и в паре.
· Отказываться от выполнения упражнений, если нет внутренней готовности к такой работе.
· Высказывать свою позицию, выражать свои чувства, мысли, эмоции по поводу любого события, происходящего в группе.
· Прекратить в любой момент работу над собственной проблемой (при желании).
· Выйти из состава группы, уведомив об этом ведущего.
План
Занятие №1. Тема: «Понимание себя».
Цель: нейтрализация последствий мотивационно-личностного кризиса высокоинтеллектуальных учащихся, ознакомление с полным планом тренинга, осмысление того, что хочешь получить от тренинга.
Занятие №2. Тема: «Понимание себя» (продолжение).
Цель: нейтрализация последствий мотивационно-личностного кризиса высокоинтеллектуальных учащихся, знакомство с разными способами решения проблем, определение уровня понимания себя и то, как строить доверие.
Занятие №3. Тема: «Принятие ответственности на себя».
Цель: нейтрализация последствий мотивационно-личностного кризиса высокоинтеллектуальных учащихся, тренинг учащихся эффективным способам выбора лучших вариантов и усиления способности принятия решений, привитие основы психологической культуры (умение заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями).
Занятие №4. Тема: «Принятие ответственности на себя» (продолжение).
Цель: нейтрализация последствий мотивационно-личностного кризиса высокоинтеллектуальных учащихся, способствовать формированию умения участников доверять самому себе, самоуважению и исключению сомнений в себе. Раскрытие способов исключения чувства вины и обиды на себя. Формирование понимания - как лучше соответствовать своим задачам и целям в жизни.
Занятие №5. Тема: «Вина и обида»
Цель: нейтрализация последствий мотивационно-личностного кризиса высокоинтеллектуальных учащихся, обучение умению учащихся контролировать отношение к жизни так, чтобы не считать себя жертвой жизненных обстоятельств. Способствовать формированию чувства уважения (принятие) других, через уважения себя.
Занятие №6. Тема: «Обратная связь» (внутренняя красота).
Цель: нейтрализация последствий мотивационно-личностного кризиса высокоинтеллектуальных учащихся, способствовать формированию осознания различных способов получения обратной связи, использование положительной и отрицательной обратной связи для достижения успеха. Способствовать осознанию учащимися своей внутренней красоты, усовершенствованию контактов с родителями и друзьями. Способствовать уточнению целей и задач в жизни, усиление чувства значимости.